ФОРУМ ВЛАДИВОСТОКА ТЕПЕРЬ НА ПЕРВОМ!  Отправь ссылку на форум www.1vl.ru своим друзьям!
Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ

Список форумов » На недельку до второго, я уеду... » Журнал TOUREAST




 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 



Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Харбин, русский ренессанс
 Сообщение Добавлено: 17 авг 2010 12:39 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2010 13:27
Сообщений: 81
Откуда: Эгершельд
Текст и фото: Валерия Карманова

История Отечества нашего — большая книга, в которой каждый из нас прочитал едва пару страниц. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которое велось Россией в период 1898–1903 гг., явилось мощнейшим фактором развития Маньчжурии (северо-восточной части Китая) и, впоследствии, всего Китая. В ходе строительства дороги было построено более ста населенных пунктов, привлекалось огромное количество рабочей силы, родились четыре крупных города.
КВЖД была государством в государстве: маленькая Россия («Счастливая Хорватия») на маньчжурской (китайской) территории. Процветающая русская колония со своей администрацией, законами и образом жизни. Все самые передовые технологии того времени первыми появлялись в Харбине: в 1902 г. — первое в Азии такси, в 1903 г. — первый телефон.
На карте мира ХХI в. нет государства с названием Маньчжурия. Манчжурия — историческое название северо-восточной части Китая, которая включает часть территории современного Китая и Хабаровского и Приморского краев. Изображение
Маньчжуры являются наиболее многочисленным коренным народом Восточного Китая; их численность сейчас составляет около пяти миллионов человек, но национальной маньчжурской автономии на территории Китая нет. Изображение
Китайцы называли маньчжуров «гуань вай-де жэнь» — «люди за пределами застав», тем самым обозначая, что маньчжуры жили за пределами Великой Китайской стены.
В истории Китая есть период, который называется Маньчжурской династией (1644–1912 гг.). В 1616 г., после объединения нескольких маньчжурских племен, образовалось государство Маньчжу Гурунь, главой которого в 1636 г. стал талантливый политик хан Нурхаци. Административно государство Маньчжу Гурунь делилось на три провинции: Мукден со столицей Мукден (сейчас это Шеньян — столица Шеньян); Гирин со столицей Гирин (ныне провинция Цзилинь — столица Чанчунь) и Хэйлунцзян (свое название эта провинция не изменила — со столицами Цицикар и Айгунь, сейчас ее главным городом является Харбин).
Вслед за этим началась эпоха маньчжурских завоеваний: в 1644 г. маньчжуры завоевали Пекин, а затем и весь Китай. Нурхаци провозгласил себя императором. Жизнь маньчжуров как кочевой орды закончилась, и наступил период маньчжурского государства Цин. Маньчжурская династия как государство просуществовала до 1912 г. Историки отмечают, что в эпоху маньчжурских завоеваний конца XVII в. численность маньчжуров составляла около 100 тысяч человек, а китайцев-ханьцев в 3,5 раза больше. Но таковы законы истории.
К концу XVI в. маньчжурская династия Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, Тибет и некоторые гималайские государства. Был установлен суверенитет Маньчжурии над Кореей. Только Непал отразил натиск кочевников.Изображение
Таким образом, на протяжении 1644–1912 гг. Россия имела международные и дипломатические отношения не с Китаем, а с маньчжурским государством Цин (маньчжуры, придя во власть, полностью скопировали у китайцев-ханьцев систему государственного управления), и все договоры о дальневосточных землях (Айгунский, 1858 г., Пекинский, 1860 г.) подписаны Россией именно с этим государством.
По плану сооружения Великой Сибирской магистрали, утвержденному в 1892 г., намечалось продление Забайкальской линии параллельно Амуру от Сретенска до Хабаровска. Но родилась идея — соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской более коротким путем через Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога сокращала длину Сибирской магистрали на 514 верст. Соединение Сибирского пути с Владивостоком через Маньчжурию представлялось экономически более выгодным. Роковая ошибка наших предков! Отбросив свой Дальний Восток, они обошли его стороной, и, построив современнейшую по меркам начала ХХ в. дорогу, дали сумасшедший толчок развитию соседней, в то время совсем еще отсталой, страны.
В 1896 г. Россия заключила военный союз с Маньчжурией, частью которого явился договор на постройку Китайско-Восточной железной дороги. Для организации строительства было образовано частное акционерное общество — Правление КВЖД, учредителем которого был Русско-Китайский (с 1910 г. — Русско-Азиатский) банк в Хабаровске. Банк и Общество КВЖД являлись администрацией на территории дороги. Изображение
Золотые времена! Акции Общества могли приобретать как китайские, так и русские подданные. Доходы от эксплуатации построенной дороги освобождались от каких бы то ни было сборов и налогов. Но условия договора предусматривали возможность выкупа Маньчжурией дороги через 36 лет после окончания строительства, а через 80 лет после начала эксплуатации — передачу ее маньчжурской стороне бесплатно.
На КВЖД работали почти 200 тысяч китайских рабочих. Правление Общества оказывало строителям бесплатную медицинскую помощь, выплачивало пособия при болезни, а в случае гибели рабочих выплачивало пособия их семьям. 1 июля 1903 г. на КВЖД открылось регулярное пассажирское и товарное движение. При строительстве дороги было сооружено 1464 моста, в т.ч. крупнейший через реку Сунгари, проложено девять тоннелей, два из них длиной более 3 км, в частности, уникальный Хинганский тоннель.
В 1898-м посередине нового железнодорожного пути, на берегу реки Сунгари (между Сунгари и ее притоком Ашихэ), началось строительство административного центра КВЖД — станции Сунгари-первая. 16 мая 1898 г. инженером Шидловским на станции КВЖД Сунгари-первая был заложен барак, который стал первым зданием будущего города Харбина.
Если, выйдя из здания железнодорожного вокзала Харбина, вы пешком или на такси повернете налево, то, перейдя мост, через 5–10 минут попадете в Старый город. Старый город расположился вдоль берега реки Сунгари и состоял в основном из временных зданий, построенных по китайскому образцу. Самый знаменитый район Старого города — Пристань. В районе Пристани — торговля, пекарня, аптеки, мельница, склады, промышленные сооружения, жилые дома; здесь же и строительное отделение и все его службы и склады материалов. Улицы Путевая, Участковая, Торговая, Водопроводная, Новогородная, Китайская, Казачья. А уж переулочки Школьный, Сквозной, Широкий, Мостовой — все звучит по-русски, по-домашнему. Есть улицы Полицейская и Тюремная. Ну а Косой переулок — это прямо Владивосток. Так в городе нашенском исторически называлась улица Мордовцева. Изображение
В 1912–1924 гг. первые здания уступили место шикарным кирпичным отелям, особнякам, выстроенным в стиле ренессанс и модерн, которые сегодня являются достопримечательностью города: великолепные здания Торгового дома «Чурин и Ко», кондитерской Bomele, отеля «Модерн», иностранных консульств.
Если же, выйдя из здания вокзала, вы начнете подниматься по улице на противоположной стороне, уходящей круто вверх, вы попадаете в Новый город. Новый город застраивался уже по генеральному плану, разработанному в Петербурге (утвержден в 1899 г.). Центральная часть города по плану размещена на южном берегу реки, на возвышенности параллельно руслу Сунгари. В Новом Харбине расположены главные административные и общественные сооружения: управления КВЖД, вокзала, банка, крупнейшие частные особняки, городская больница, церкви. Названия здесь совсем иные: Сунгарийский, Маньчжурский, Большой проспекты — чувствуется и простор, и перспектива. Улицы делят Новый город на кварталы; много садов, парков, скверов. Строящиеся дома для рядовых служащих в Харбине были просты и красивы: все кирпичные, под гофрированными железными или черепичными китайскими крышами (иногда даже с драконами), с деревянными верандами в китайском же стиле или стиле модерн. Для высших чинов строились большие особняки с усадьбами и службами.
Разве может русский человек ХIХ в. жить без храма? В Харбине первой трети ХХ в. был построены 21 православный храм (по некоторым источникам, 22): Свято-Николаевский собор, Иверская часовня Божией Матери, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и др. Изображение
На Пристани, на Офицерской улице, у Иверской церкви, находилась могила генерала Добровольческой (Белой) армии Владимира Оскаровича Каппеля. В другой могиле на этой же стороне церкви был захоронен полковник Аккерман, погибший в войне 1904–1905 гг. Этот храм сейчас полуразрушен и находится в запустении. Впрочем, в интернациональном Харбине находилось место всем религиям и всем вероисповеданиям. На Большом проспекте в ряд выстроились три старинных здания: церкви православная, католическая и протестантская. На запад от Арбата, через два квартала, стоит старая синагога; есть и храм баптистов.
Если идти по Новому городу от площади, где стоял когда-то Свято-Николаевский собор, по Большому проспекту, то мы попадем на Старое кладбище, где хоронили строителей Харбина и железной дороги и где была братская могила воинов, погибших во время Боксерского восстания и в Русско-японскую войну. Это Покровское кладбище, вход на которое венчает Покровская церковь, высокая, благолепно украшенная, имевшая прекрасную акустику. Сейчас кладбища нет; его заасфальтировали и поставили на том месте колесо обозрения, а сейчас еще и американские горки. И водят сюда туристов, которые так же, как и сопровождающие их китайцы, в большинстве своем не знают историю города.
За каменной оградой есть еще братские могилы павших в боях за освобождение Маньчжурии в 1945 г.; но вход к ним закрыт.
Пройдя еще дальше по Большому проспекту на север, мы придем прямо к воротам Нового кладбища с его небольшой, но массивной церковью красивой русской архитектуры в честь Успения Божией Матери; здесь тоже есть братские могилы русских воинов. Двадцатые годы и начало тридцатых годов XX столетия были последним лучшим временем в истории Харбина. В 1932 г., когда Харбин и вся Маньчжурия были заняты японскими войсками, оккупация ничего хорошего русскому населению не несла и началась эмиграция на юг (Шанхай). В 1935 г., после продажи советским правительством КВЖД японцам, подавляющее большинство служащих дороги с семьями уехали на родину. Особенно усилился исход харбинцев после окончания Второй мировой войны, когда советское правительство предложило русским жителям Маньчжурии переселиться в Сибирь на целину. Одни решили ехать на целину, а другие предпочли уехать за границу (те, кто вернулся на родину, вместо целины отправлены были в другие места, отдаленные и глухие, без права на переписку).
В конце 1960-х гг. русский Харбин, можно сказать, перестал существовать. Китайские города шумные, переполненные людьми и бестолково едущим, постоянно клаксонящим транспортом, через некоторое время сильно утомляют. Но по вечерам улицы городов быстро пустеют. И вот тогда произойдет свидание с Историей. Красивейшая улица Старого Харбина — бывшая Китайская, или Zhohgyang Dajie (а нынче попросту Арбат) — главная торговая и историческая улица. Идешь по ней и чувствуешь за спиной шаги ушедшего уже века. (Когда-то улицы Владивостока и других больших городов, российских и не российских, были вымощены булыжником, и это очень красиво и колоритно.) Каждое здание почти совершенно.
Протяженность харбинского Арбата 1430 м. Улица идет по направлению от железнодорожного вокзала к набережной Сунгари, с юга на север, или, как здесь говорили в старину, — к Пристани. В выходные дни улица всегда заполнена гуляющими людьми. На этой улице 30 старинных зданий, из которых 13 — архитектурные шедевры в стилях ренессанс и модерн: бывшие банки, отели, магазины.
Повернув налево и пройдя два квартала, вы окажетесь на перекрестке напротив Софийского собора. В теплое время года здесь Площадь поющих фонтанов, и каждый вечер множество людей собираются посмотреть светомузыкальное шоу. Представление длится 30 минут. Ну, а если нет представления, перед нами Софийская церковь, изящно подсвеченная, колоритно красивая. Давным-давно этот храм не выполняет своей функции как церковь. Долгие годы он был закрыт, а сейчас используется как выставочный павильон, экспозиция в котором рассказывает об истории строительства железной дороги, города, о людях, когда-то живших в нем.
Жаль, что в Харбине очень мало мемориальных досок. Жаль, что в Харбине очень мало надписей на русском и английском языках. Жаль, что почти нет людей, хорошо знающих город и его историю. Но история на этом не заканчивается. Есть новые вопросы. И будут новые ответы.

_________________
Электронная версия http://www.tour-east.ru


Вернуться наверх 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 




Список форумов » На недельку до второго, я уеду... » Журнал TOUREAST


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
ФОРУМ ВЛАДИВОСТОКА ТЕПЕРЬ НА ПЕРВОМ!
Отправь адрес www.1vl.ru своим друзьям!